Алексей Цыденов, глава Республики Бурятия: Республика Бурятия; в центре внимания – машиностроение и транзит

МЕНЮ РАЗДЕЛА
ЗАКУПКИ
30.10.2019: Алексей Цыденов, глава Республики Бурятия: Республика Бурятия; в центре внимания – машиностроение и транзит

Сибирь и Дальний Восток сегодня являются местами интенсивного развития, которое регулируется общегосударственными программами и планами развития крупнейших российских компаний. Международные, общенациональные и частные крупнейшие инвестиционные проекты развиваются как при поддержке властей российских регионов, так и в кооперации с бизнесом и федеральной властью. О ситуации в промышленности и транспортной отрасли Республики Бурятии мы беседуем с ее главой Алексеем Цыденовым. 

Флагманы промышленного роста 
 
– Алексей Самбуевич, как Вы оцениваете уровень промышленного развития республики? Какие сферы промышленности имеют наибольшее значение для экономического и социального развития Бурятии? 
 
– Промышленность является ведущей сферой экономики Республики Бурятии. Основные отрасли промышленности – это топливно-энергетический комплекс, машиностроение и металлообработка, лесная и деревообрабатывающая промышленность, цветная металлургия, производство строительных материалов, а также пищевая и легкая промышленность. Машиностроение и металлообработка представлены производством вертолетов и запасных частей к авиационной технике, электродвигателей переменного тока, приборов и средств автоматизации, мостовых металлоконструкций. На предприятиях заняты высококвалифицированные специалисты, обеспечивающие высокое качество продукции, экспортируемой во многие страны мира. Если конкретнее говорить о наших флагманах, то, во-первых, надо упомянуть АО "Улан-Удэнский авиационный завод" (УУАЗ) – это один из крупнейших производителей вертолетной техники российского вертолетостроительного холдинга АО "Вертолеты России". 

Доля объема отгруженной продукции АО "УУАЗ" в общем объеме отгруженных товаров собственного производства предприятий обрабатывающих производств республики в 2017 году составила 41,6%. Еще одно предприятие, которое достойно такого названия, – это Улан-Удэнский локомотивовагоноремонтный завод (УУЛВРЗ) – филиал АО "Желдорреммаш" – одно из ведущих предприятий страны по ремонту подвижного состава для железнодорожного транспорта и производству запасных частей для железных дорог России, стран ближнего зарубежья, Монголии. 

Это единственное производство такого рода в азиатской части России. Программа развития предприятия предполагает создание на базе завода трех концентрированных производств – центров технологических компетенций: по ремонту электрических машин, ремонту и производству колесных пар, производству стального и чугунного литья. 

Годовой объем производства локомотивов – порядка 1 тыс. ед. Лесная и лесоперерабатывающая промышленность – еще один кит, на котором держится экономика республики. 
 
Здесь надо отметить ОАО "Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат" – крупнейшего производителя сульфатной небеленой целлюлозы в Сибири. Комбинат специализируется на производстве плоских слоев гофрированного картона, гофропродукции и лесохимической продукции. Ежегодно здесь выпускают 100 тыс. т тарного картона и 60 млн м гофропродукции. Комбинат снабжает своей продукцией предприятия России от Владивостока до Краснодара, а также продает ее в зарубежные страны: Китай, Монголию, Индию, Японию, Финляндию, Кыргызстан, Узбекистан, Казахстан. Заметна в экономике Бурятии роль российско-японского ЗАО "Байкальская лесная компания", где долей капитала владеет компания "Мицуи" (Mitsui & Co, Ltd). 

Сегодня компания – крупнейший производитель и экспортер высококачественной лесопродукции в КНР, Японию, Юго-Восточную Азию, Европу, Северную Африку и на Ближний Восток. Республика Бурятия обладает значительным потенциалом для дальнейшего наращивания экспорта лесоматериалов. 

Ее лесные ресурсы уникальны как по своим запасам, так и по их разнообразию, почти 76% территории республики занято лесами. Общий запас древесины составляет 2 млрд куб. м. Ежегодный допустимый объем изъятия древесины (расчетная лесосека) составляет 10,6 млн куб. м. На сегодняшний день в лесопромышленном комплексе Бурятии функционирует более 700 предприятий, занимающихся заготовкой и обработкой древесины, производством изделий из дерева. 

Для размещения промышленных предприятий в Республике Бурятии созданы зоны экономического благоприятствования, где инвесторам обеспечиваются льготы на аренду земли и льготное налогообложение в соответствии с действующим законо-дательством. 

В Улан-Удэ реализуются проекты по созданию промышленного парка для субъектов малого и среднего предпринимательства, частного индустриального парка для производителей строительных и отделочных материалов, технопарка высоких медицинских, информационных и энергоэффективных технологий. На данных площадках можно реализовать проекты в соответствующих отраслях промышленности. 
 
– Как деятельность Улан-Удэнского авиационного завода влияет на экономическую ситуацию в республике? 
 
– Улан-Удэнский авиационный завод в 2019 году отметил 80-летний юбилей. Он является частью холдинга "Вертолеты России" госкорпорации "Ростех". Это единственное предприятие в России, способное производить как самолеты, так и вертолеты. За свою 80-летнюю историю завод изготовил более 8,5 тыс. летательных аппаратов. Продукция УУАЗ поставляется государственным и коммерческим заказчикам России и других государств, успешно эксплуатируется в более чем 40 странах Европы, Азии, Африки, Южной Америки, Австралии и Океании. Сегодня на заводе продолжается усовершенствование вертолета Ми-8АМТ. 
 
Создана обновленная военная версия Ми-8АМТШ-В с новыми газотурбинными двигателями "ОДК-Климов" 
 
ВК-2500-03. Выпускается вертолет для Арктики и Крайнего Севера Ми-8АМТШ-ВА. Также организовано производство легкого многоцелевого вертолета Ка-226Т. В планах – выпуск легкого многоцелевого транспортного самолета ТВС-2ДТС "Байкал" и перспективного легкого вертолета VRT500. Самолет ТВС-2ДТС планируется выпускать для замещения самолетов типа Ан-2 в рамках государственной программы по развитию малой авиации. 

Также самолет "Байкал" ТВС-2ДТС и вертолет VRT500 станут основными направлениями респуб-ликанского проекта "Создание промышленного технопарка". Данный инвестиционный проект оценивается примерно в 2,2 млрд руб. Правительство Республики Бурятии обеспечит подготовку производственной площадки для организации производства самолета, а УУАЗ организует своевременные поставки самолета не менее 200 ед. в период 2021–2025 гг. для формирования парка местных воздушных линий. На сегодняшний день подписан контракт с Республикой Саха (Якутия). Технопарку, в том числе за счет внимания к регионам Дальнего Востока, может быть присвоен статус территории опережающего развития, который даст его резидентам право на налоговые льготы. 

Улан-Удэнский авиазавод рассчитывает в дальнейшем также участвовать в проектах на выделение субсидии на строительство инфраструктурных объектов, которая дается субъектам Дальневосточного федерального округа. Сегодня действуют льготы необложения по НДС, поскольку предприятие поставляет продукцию на экспорт и ведет НИОКР. Инновационная площадка железнодорожного машиностроения .
 
– В Улан-Удэ находится крупнейший в РФ локомотиворемонтный завод. Какова роль предприятий вагоноремонтного и локомотиворемонтного комплекса в развитии региона? 
 
– Улан-Удэнский локомотивовагоноремонтный завод с 1 июля 2009 года стал филиалом АО "Желдорреммаш". 

В ноябре 2012-го ОАО "РЖД" продало 75% минус 2 акции ООО "ТМХ-Сервис" (сервисное подразделение ЗАО "Трансмашхолдинг"). Управляющая компания предприятия – ООО "Локомотивные технологии" ("ЛокоТех"). Улан-Удэнский локомотивовагоноремонтный завод занимает лидирующие позиции среди ремонтных площадок "ЛокоТеха". 

Осуществляет средний и капитальный ремонт, гарантийное обслуживание и модернизацию широкой линейки локомотивов с продлением срока службы, ремонт узлов и агрегатов, производство запасных частей, разработку новых технологий ремонта. Основной деятельностью завода является проведение различных видов ремонта тягового подвижного состава, оборудования, узлов и агрегатов для него, а также производство запасных частей. В рамках локомотиворемонтного производства на предприятии осуществляется ремонт электровозов переменного тока ВЛ85, ВЛ80 всех индексов и модификаций, 2ЭС5К, 3ЭС5К "Ермак", капитальный ремонт с продлением срока службы электровозов ВЛ80, электрических машин электровозов, ремонт и новое формирование колесных пар, изготовление запасных частей для электровозов. 

Также на заводе производится ремонт и новое формирование вагонных колесных пар (пассажирских и грузовых), изготовление запасных частей для ремонта пассажирских вагонов. 
 
С 2017 года УУЛВРЗ существенно увеличены темпы работы по выпуску из ремонта локомотивов, что позволило перевыполнить производственную программу с выпуском из ремонта рекордного количества секций с нарастающим итогом к окончанию года. Так, в декабре 2017-го впервые в истории завода было отремонтировано 104 секции локомотивов, а за год – 871 секция. 

Рост по сравнению с 2016 годом составил более 24% (700 секций). По итогам 2018-го выпущено уже 934 секции. При этом в течение года производственные цеха планомерно улучшали показатели качества выпускаемой продукции. Также заводом освоены новые серии пассажирских электровозов – ЭП1П, ЭП1 и Э5К в объеме капитального и среднего ремонта. В 2019 году предприятие освоило ремонт очередной, двенадцатой по счету, серии локомотивов – пассажирского электровоза ЭП1М. С 2017 года УУЛВРЗ стал пилотной площадкой для реализации проекта создания центров технологических компетенций по ремонту электрических машин, ремонту и производству колесных пар, производству стального и чугунного литья. Таким образом, завод является инновационной площадкой по развитию железнодорожного машиностроения в целом. 

Улан-Удэнский ЛВРЗ – в числе наиболее крупных работодателей города, на заводе трудится около 6 тыс. человек. Предприятие предоставляет сотрудникам широкий спектр льгот по коллективному договору – ДМС, выплаты при уходе на пенсию, санаторно-курортное лечение, организует детский отдых. 
 
– В 2018 году во время Петербургского экономического форума правительство Бурятии и ООО "ЛокоТех" заключили меморандум о сотрудничестве. Продолжается ли это сотрудничество в настоящее время? В каких направлениях оно развивается и может быть перспективно? 
 
– Подписание соглашения о сотрудничестве от 25.05.2018 г. между АО "Желдорреммаш" в лице ООО "ЛокоТех" и правительством Республики Бурятии – важная веха в развитии двусторонних отношений. Документ говорит о ключевом значении завода для развития региона. В рамках соглашения с правительством Республики Бурятии оказывалась помощь в увеличении бюджетных мест в высших и средних специальных учебных заведениях для подготовки кадров для УУЛВРЗ. Наше взаимодействие имеет стратегический характер, потому что предприятие является одним из крупнейших налогоплательщиков в Республике Бурятии. 
 
В 2018 году уплачено свыше 500 млн руб. налогов. 
 
Дороги через Бурятию 
 
– Как программы по развитию Восточного полигона ОАО "РЖД" отражаются на экономическом развитии Республики Бурятии? Есть ли противоречия между республиканскими программами и ДПР ОАО "РЖД"? 
 
– Отмечу, что задачу развития Байкало-Амурской магистрали до 2024 года поставил президент России Владимир Путин. Второй этап развития БАМа предусматривает 150%-ное увеличение объемов грузоперевозок. 

При этом власти республики в первую очередь отвечают за комплексное развитие территории. И отвечая на данный вопрос, я хочу обратить внимание на разрабатываемую правительством РБ пятилетнюю программу развития поселков на БАМе, которую мы готовим совместно с ОАО "РЖД". Это именно социальное развитие без привязки к объему перевозок. Это и здравоохранение, и образование, и сфера культуры, и дорожное развитие. 
 
Это программа, которая направлена на создание качественных условий жизни на БАМе. Я соглашусь со словами помощника президента РФ Игоря Левитина, которые он произнес на праздновании 45-летия БАМа в Тынде (Амурская область): главная задача в развитии БАМа – возвращение сюда специалистов. 
 
– В последнее время наблюдается рост контейнерных перевозок между Азией и Европой. Один из транспортных коридоров проходит через территорию Бурятии. Дает ли этот рост толчок развитию транспортного комплекса республики? 
 
– Байкальский регион – это мост между Европой и Азией, который дает дополнительные возможности для Республики Бурятии как пограничного региона. 
 
Объективно сильными сторонами республики являются высокий транзитный потенциал ее территории, близость к наиболее быстро развивающимся странам Азиатско-Тихоокеанского региона, а также высокий экологический и природно-ресурсный потенциал. Естественно, Бурятия пользуется возможностями собственной транспортно-логистической инфраструктуры для своего развития. Через нашу территорию проходят Транссиб, БАМ, федеральные автомобильные дороги Р-258 "Байкал" и А-340 Улан-Удэ – Кяхта (как часть международной автомагистрали Улан-Удэ – Улан-Батор – Пекин – Тяньцзинь). В Улан-Удэ расположен международный аэропорт Байкал, способный принимать и обслуживать все типы грузовых и пассажирских воздушных судов. 

С осени 2017 года аэропорт Байкал наряду с такими аэропортами, как Сочи, Владивосток и Калининград, обладает статусом пятой свободы воздуха, который дает возможность судам иностранных авиакомпаний входить в воздушное пространство России с определенными привилегиями. Использование международного транспортного коридора для перевозки грузов через Бурятию по маршруту Улан-Удэ – Кяхта – Улан-Батор – Пекин позволяет сократить сроки доставки до 23 дней. 
 
– Расскажите об основных проектах развития автомобильной автодорожной сети в республике. Планируется ли расширение и модернизация автодорог в сторону Монголии? 
 
– По территории Республики Бурятии проходят две федеральные автодороги, ведущие в Монголию. У автомобильной дороги федерального значения А-340 Улан-Удэ – Кяхта – граница с Монголией (входит в состав международного транспортного коридора Россия – Монголия – Китай), общая протяженность которой составляет 216,3 км, в нормативном состоянии находится 85%. 
 
А-340 связывает между собой Иволгинский, Селенгинский, Кяхтинский районы республики и город Улан-Удэ, обеспечивая выход к международному автомобильному пункту пропуска на границе с Монголией. Дорога имеет стратегическое значение, так как является одной из главных транспортных артерий страны, способствующей развитию экономических связей Восточного региона. Автомобильная дорога федерального значения А-333 Култук – Монды – граница с Монголией протяженностью 217,1 км проходит по Тункинскому району, примыкает к федеральной автодороге Р-258 "Байкал" Иркутск – Улан-Удэ – Чита, обеспечивает выход к двустороннему автомобильному пункту пропуска Монды – Ханх на границе с Монголией. В нормативном состоянии находится 94% автодороги. В 2019 году на А-333 предусмотрен ввод в эксплуатацию 64,7 км по итогам работ по ремонту, в том числе 6 км после капитального. В ближайшие 3 года на этой автодороге планируется отремонтировать 61 км, в том числе 50,7 км капитально. 

В 2023-м вся трасса будет соответствовать нормативным требованиями и современным нагрузкам. 
 
Также на А-340 намечен ремонт 18,8 км в ближайшие 3 года, кроме того, разработана проектно-сметная документация на выполнение работ по реконструкции с 124-го по 157-й км. Управление федеральных автодорог "Южный Байкал" ведет работу по включению реализации этого объекта в федеральную адресную инвестиционную программу. В настоящее время разрабатываются объекты проектирования по устройству стационарного электрического освещения на автомобильной дороге А-333 Култук – Монды – граница с Монголией в селах Быстрая, Тибельти, Зактуй, Харбяты, Шимки, Мойготы, Монды и на автомобильной дороге А-340 Улан-Удэ – Кяхта – граница с Монголией на примыкании к дороге, ведущей к селу Тохой. Строительно-монтажные работы планируется выполнять с 2020 по 2022 год. Кроме того, разрабатывается проектная документация по капитальному ремонту участка дороги с 206-го по 218-й км на А-333 от поселка Монды до контрольно-пропускного пограничного пункта Монды – Ханх. 

Беседовал Алексей Лебедев 

КОНТАКТЫ

109004, Г. Москва,
ул. Земляной вал, д. 59, стр. 2
+7 (499) 638 2298, +7 (800) 600 0669