Не краски, а саморезы

МЕНЮ РАЗДЕЛА
ЗАКУПКИ
12.01.2024 | «Волжская магистраль»: Не краски, а саморезы

В предновогоднее время люди спешат подготовиться к праздникам, порой не успевая наполниться правильным настроением. А вот пассажирам на железнодорожном вокзале Ижевска это удается легко благодаря выставке необыкновенных работ бригадира хозяйственного участка по содержанию зданий и сооружений ООО "ЛокоТех-Сервис" Радика Ибрашева.

Экологичные картины

Старая кассетная пленка, пластиковые крышки, ненужные диски, нитки и даже саморезы используются мастером в качестве творческого материала для "написания" портретов. А в качестве моделей выступают советские актеры, музыканты, сказочные герои. Здесь и Марфуша из фильма "Морозко", и персонаж Юрия Никулина из кинокартины "Операция "Ы" и другие приключения Шурика", и Остап Бендер в исполнении Андрея Миронова, и Дедушка Мороз... Пройдешься по выставке – тут же в памяти всплывают всеми любимые новогодние фильмы и песни, а на душе теплеет. Радик Ибрашев признается, что после первой выставки картин, которая состоялась на вокзале Агрыз, ему посыпались звонки и сообщения со словами поддержки, восхищения, благодарности. Произведенный эффект оказался так велик, что выставку решили отправить в небольшое турне по вокзалам Горьковской железной дороги. До февраля картины будут радовать гостей и жителей Ижевска, потом – Нижнего Новгорода и Казани. Непременно посетите ее. Вас поразит масштаб и детали. Представьте полотно размером 1,5 м на 1,5 м!

Для первой такой работы Радик Ибрашев выбрал образ Марфуши из сказки. Материал – пластиковые крышки. Но сколько придется собирать эти крышки? Сколько напитков выпить? А руки буквально просят немедленно начать. Решить эту проблему помогли молодые активисты "ЛокоТех-Сервис". Волонтеры участвовали в городской экологической акции по сбору пластиковых крышек. Материал добыли быстро и даже отсортировали по цветам. В качестве холста – загрунтованная фанера. Наносится эскиз. В компьютерной программе – цветовая раскладка портрета. Вот и все – можно клеить крышки на жидкие гвозди. Но так ли это просто?

– Начинаю всегда с глаз. Глаза – это центр картины и самая сложная ее часть, – объясняет художник. – Зрачки, веки, брови рисуешь тонкими линиями, но крышки круглые. Нарубить из них такие детали нельзя. Начал думать над тем, какой бытовой мусор подойдет в качестве дополнительного сырья. Например, для век использовал фрагменты черной проводки. Краску не использовал. Для выделения очертаний румян на щеках, теней и так далее применялись только крышки соответствующего цвета. Приходилось их распиливать и стыковать.

А потом мастер обнаружил в закромах дома большое количество кусочков кожи. Вот он, новый материал! Но кого изобразить? На ум пришел Остап Бендер – вместе с Кисой Воробьяниновым они резали кожаные стулья в поисках бриллиантов. Хорошая выходит метафора. Так появилась еще одна работа. А для придания объема картине художник добавил персонажу искусственную розу в зубы и структурной ткани на шарф, на фуражку – настоящие пуговицы. Шерлок Холмс – из деталей лего, Никулин – из ниток, Гагарин – из CD-дисков, Штирлиц – из клавиатур... Полет творческой мысли Радика Ибрашева поразит любого, даже самого искушенного зрителя.

Художник из стройцеха

С чего все начиналось? В 1986 году Ибрашев устроился в агрызский стройцех министерства путей сообщения. Предприятие обеспечивало депо трапами, строительными лесами, нарами, проводило столярные, кровельные работы и занималось художественным оформлением. В должности художника Радик Ибрашев рисовал транспаранты, плакаты, изготавливал макеты. Парню, окончившему художественные курсы, набираться опыта помогали художники стройцеха Рафим Садыков и Феликс Зарипов. По партийному заданию они вместе каллиграфически оформляли коллективный договор для каждого цеха. На праздники возводили огромные макеты. Например, автомобиль превращали в бронепоезд, обклеивая его фанерой, на Новый год мастерили фигуры из ваты. С развитием технологий потребность в художественных работах для производственных нужд значительно снизилась. Теперь плакаты создаются в компьютерных программах и распечатываются на принтере. Однако творчество из жизни художника не уходило никогда. На досуге Радик Ибрашев творил в домашней мастерской. А масштаб его работы приобрели благодаря граффити. Как-то он решил украсить город. Цой, Высоцкий, Шатунов, Горшенев ("Король и Шут") расцветили серость бетонного забора у городского стадиона. Но жизнь такого творчества, увы, коротка. Природа и люди бывают беспощадны.

– Но благодаря этому опыту я понял, что масштабные картины смотрятся эффектно, – замечает мастер.

Под впечатлением от работ турецкой художницы, которая выкладывает портреты голливудских звезд из пуговиц и лоскутков, Радик Ибрашев захотел попробовать свои силы в таком нестандартном "рисовании". И повод был – день рождение друга. Пошел в гараж за саморезами, взял кусок фанеры в стандартном для портретов формате – 40 см на 30 см. Сделал набросок и стал вворачивать в него саморезы. Потом, конечно, на созданный образ накладывал акриловую краску. Второй была сделана картина из пуговиц. Эксперименты на небольших полотнах удавались. Почему бы не пойти дальше?

Сегодня художник работает над портретом Валерия Харламова, снова вернувшись к своему первому нетрадиционному материалу, саморезам. Только масштабы другие. Больше тысячи крепежных изделий уже вкручены. Осталось собрать шлем и плечи легендарного хоккеиста. Процесс трудоемкий: просверлить отверстия, да так, чтобы фанера не раскололась, потом вкрутить саморезы на разную высоту для объема картины, спилить с обратной стороны фанеры выдающиеся наконечники, чтобы получилось приклеить к основному листу полотна, который станет фоном. Его, кстати, Радик Ибрашев планирует оформить страницами советских газет. Месяц – и картина обязательно пополнит авторскую экспозицию.

Источник: «Волжская магистраль» от 12.01.2024 г.

КОНТАКТЫ

109004, Г. Москва,
ул. Земляной вал, д. 59, стр. 2
+7 (499) 638 2298, +7 (800) 600 0669