Андрей Власенко: «Мы реализуем эксперимент, уникальный по масштабу и ответственности»

МЕНЮ РАЗДЕЛА
ЗАКУПКИ
25.12.2023 | «Корпоративная газета «ЛокоТех»: Андрей Власенко: «Мы реализуем эксперимент, уникальный по масштабу и ответственности»

В начале 2023 года компанию «ЛокоТех» возглавил Андрей Власенко.

Спустя непродолжительное время Группа провозгласила курс на кардинальные перемены и перезагрузку всех существующих подходов и процессов: новая технология работы, новые ставки для персонала, новое в поставках ТМЦ и ремонте оборудования. Каковы конечные цели изменений и когда ждать первых результатов, об этом мы беседуем с генеральным директором «Локомотивных технологий» Андреем Власенко.

Курс – на траекторию роста

– Андрей Витальевич, Ваш профессиональный путь прежде был связан исключительно с машиностроением: Вы прошли все ступени карьерной лестницы на Брянском машиностроительном заводе, а затем на протяжении нескольких лет занимали должность генерального директора Новочеркасского электровозостроительного завода. Чем обусловлено решение возглавить ремонтный бизнес?

– Прежде всего, профессиональным интересом. Строительство и ремонт – процессы во многом схожие – все это производство, которое мне хорошо знакомо.

Кроме того, весь мой трудовой путь связан с периметром группы ТМХ. А это во многом общие цели, задачи, подходы и стандарты. И опыт работы на одном предприятии становится основой для уверенного управления другим.

ГК «ЛокоТех» – крупнейшая в России и Европе сервисная компания с колоссальным географическим размахом – от Калининграда до Владивостока – и внушительным штатом сотрудников – нас почти 36 тысячи человек! Управлять таким коллективом, конечно, нелегко, но интересно.

– Одновременно Вы являетесь генеральным директором АО «ТМХ-Локомотивы», основного поставщика тяговых машин по контрактам жизненного цикла для «Российских железных дорог», а также заместителем генерального директора по локомотивостроению АО «Трансмашхолдинг». Как задачи этих направлений деятельности соотносятся между собой?

– Сегодня в ТМХ реализована уникальная для мировой практики модель, когда все этапы жизненного цикла локомотивов – производство, поставка, сервис и ремонт – сосредоточены в периметре предприятий одного холдинга. Подход, когда мы обеспечиваем сквозное управление этим процессом, позволяет настроить работу максимально эффективно.

Приведу пример. «ТМХ-Локомотивы» – основной держатель контрактов жизненного цикла, по которым РЖД сегодня закупает все новые тяговые машины. А ГК «ЛокоТех» – подрядчик этой компании по сервису и ремонту: на условиях КЖЦ у нас обслуживается 26% локомотивов. Это колоссальный объем, и мы несем ответственность за его работоспособность не только перед заказчиком, который вправе вернуть локомотив производителю в случае его неудовлетворительной работы, но и перед другими участниками производственной цепочки – предприятиями одной компании.

Именно потому важно обеспечить максимально качественное обслуживание этой техники, внедрять новые подходы в работу сервисных и ремонтных площадок. В модели, когда генеральный подрядчик и субподрядчик управляются из единого центра, решать вопросы получается быстрее и эффективнее.

К тому же цифры будут расти: ожидается, что к 2030 году количество обслуживаемых на КЖЦ локомотивов увеличится до 10 тысяч секций или 44% парка.

– Ваш первый год работы в качестве генерального директора компании позади. Поделитесь впечатлениями?

– Мне довелось возглавить Группу в очень непростое время. С одной стороны, внешняя турбулентность, связанная с политическими событиями, остро поставила вопросы по импортозамещению и найму квалифицированного персонала. С другой – назревшая внутри компании необходимость корректировки производственных процессов заставила оперативно анализировать проблемы и искать пути их решения.

За прошедший год мы определились с курсом, сформировали хороший задел и сегодня выходим на совершенно новую траекторию. Убежден, что она станет для нас траекторией роста.

Новые стандарты сервиса

– Этой осенью ГК «ЛокоТех» совместно с РЖД анонсировала переход на новую технологию ремонта локомотивов. Задача проекта состоит в том, чтобы повысить надежность тягового парка. За счет чего?

– Мы получили под управление сервисный бизнес более 10 лет назад. За это время поменялся как сам парк, так и стандарты обслуживания техники. В прежних условиях выполнять плановые показатели надежности локомотивов, заложенные в нашем основном договоре с заказчиком, возможности не было. Как результат – РЖД не могли повышать эффективность управления эксплуатируемым парком. Ситуация требовала перемен.

За последние два года наши специалисты пересмотрели всю документацию по ремонту локомотивов, сетевые графики работ, требования по замене запчастей и материалов, необходимой численности персонала. В результате была выработана новая технология ремонта. В ее основе – увеличенные нормы расхода материально-технических ресурсов и нормативы трудоемкости работ.

Теперь на определенных видах обслуживания мы должны менять критичные ТМЦ независимо от их состояния. Например, щетки электрических аппаратов, износ которых давал нам большую долю отказов, или тормозные колодки, нагрузка на которые увеличилась из-за возросшего веса поездов. Превентивная замена этих позиций должна снизить количество возникающих неисправностей.

Кроме того, на каждый вид операций теперь требуется большее количество специалистов. Одновременно повышаются требования к их квалификации.

– Как все это реализовано на практике?

– С октября сервисные площадки компании постепенно переходят на новую технологию ремонта. Пока в качестве эксперимента, в настоящее время в нем задействовано около 1000 локомотивов. Ожидается, что со временем проект охватит все локомотивы, обслуживаемые ГК «ЛокоТех», а это 2/3 тягового парка ОАО «РЖД». Эксперимент уникален по своему масштабу и ответственности: мы реализуем его в сервисных локомотивных депо (СЛД) на всей сети железных дорог России!

На первом этапе вопросов, конечно, много. Их решение требует вовлечения сотрудников по целому ряду различных направлений: кадрам, качеству и эксплуатации, материально-техническому обеспечению, информационным технологиям. Мы объединили их в особой структуре – центре компетенций, созданном в московском офисе «ЛокоТех».

Одновременно представители центра по функциональным блокам сегодня присутствуют в филиалах компании, ответственный за изменения работник назначен в каждом депо.

Основная цель этой структуры – оказывать помощь сервисным предприятиям. Специалисты имеют оперативную связь с СЛД и могут быстро устранить все выявляемые в ходе эксперимента недочеты. Например, здесь проверяют наличие и актуальность ресурсных спецификаций под существующие серии и виды ремонта локомотивов, при необходимости – корректируют потребности в ТМЦ и трудоемкости операций, решают проблемы с информационными системами, поставками запчастей и комплектующих, а также набором кадров. Все это для того, чтобы организовать слаженную работу всех 86 депо и их сервисных участков по всей сети железных дорог.

– Как Вы планируете оценивать эффективность новой модели обслуживания?

– Итоги эксперимента мы подведем во II полугодии 2024 года. И все это время специалисты «Локомотивных технологий», «ТМХ Инжиниринг» и «Российских железных дорог» будут совместно контролировать соблюдение технологии ремонта, вести мониторинг данных по безопасности движения и надежности парка.

Если нам удастся снизить количество неплановых ремонтов, отказов узлов и агрегатов, а главное – повысить коэффициент готовности машин к эксплуатации, то эксперимент будет признан удачным, а выработанные подходы станут стандартом сервисного обслуживания на наших предприятиях.

– Как в рамках проекта выстроено взаимодействие с ОАО «РЖД»?

– РЖД – полноправный участник этого проекта: в холдинге утверждена и действует дорожная карта по переходу на новую технологию ремонта в сервисных локомотивных депо. И решения обо всех реализуемых сегодня изменениях мы принимаем совместно.

Пожалуй, мы можем говорить о том, что этот проект стал началом нового этапа в наших с заказчиком взаимоотношениях, ведь сам факт его запуска – результат партнерских договоренностей и обоюдной нацеленности на повышение надежности локомотива.

Для достижения цели, например, сегодня мы совместно с РЖД ведем работу над дополнительной функцией по своевременному перераспределению парка локомотивов и линейного оборудования заказчика по нашим сервисным площадкам. Это позволит сократить время простоя и исключить дополнительные пересылки деталей.

Перезагрузка для депо и филиалов

– Как реализация нового курса компании изменила статус филиалов «ЛокоТех-Сервис» и работу самих сервисных локомотивных депо?

В 2023 году филиалы компании получили больше самостоятельности. Это позволяет им работать без дополнительных согласований с управляющей компанией.

Вместе с тем на филиалы теперь возложена и полная ответственность за выполнение общих задач ГК «ЛокоТех». А потому руководителям важно включиться – и я делаю на этом акцент – в реальное управление всем процессом и ресурсами: содержанием парка, программой ремонта, набором персонала и его мотивацией.

Что касается депо, то совместно с РЖД и ТМХ мы продолжаем их развитие. Это планомерная работа. Приоритет сегодня у предприятий Восточного полигона: в этом направлении переориентированы все грузовые железнодорожные перевозки, туда приходят новые серии локомотивов, и перед нами встает задача их обслуживания.

– Сегодня с учетом потребностей РЖД предприятия «Трансмашхолдинга» выпускают новые инновационные мощные тяговые машины. Какие из них Вы ожидаете получить на сервис в ближайшей перспективе? Не станет ли работа с такими машинами вызовом для СЛД?

– В ближайшее время к нам действительно зайдут локомотивы, предназначенные для вождения тяжеловесных поездов в условиях Восточного полигона. Уже сейчас мы готовим производство для освоения сервисного обслуживания магистрального электровоза 2(3)ЭС5С и тепловоза 3ТЭ25К2М, но не только. Мы ждем и маневровый тепловоз ТЭМ23, и магистральный 2ТЭ28. Кроме того, в СЛД придет и первая контактно-аккумуляторная тяговая машина – ЭМКА2, она рассчитана на работу в депо и на крупных железнодорожных вокзалах.

Нельзя назвать это вызовом, ведь обслуживанию любой серии предшествует масштабная подготовка производства – целая программа. Один из основных ее акцентов – оснащение ремонтного предприятия технологическим оборудованием и оснасткой. Мы анализируем производственные мощности депо и в соответствии с потребностями формируем проект инвестиционной программы. Ее реализация – наша совместная с основным заказчиком задача .

На 2024 год потребность в закупке технологического оборудования для СЛД составляет 2 595 единиц.

– Прежде «ЛокоТех» стремилась организовать на сервисных площадках ремонт части линейного оборудования. Сохраняется ли этот курс?

– Мы не только сохранили его, но и активно развиваем. В этом году ОАО «РЖД» приняло решение увеличить инвестиции в линейное оборудование в течение ближайших трех лет. Это поставило перед нами задачу нарастить объем его ремонта.

Обеспечить возросшую потребность локомотиворемонтные заводы не готовы, а потому мы расширяем программу восстановления узлов и агрегатов в условиях СЛД. Это касается в основном колесных пар, тяговых электродвигателей и токоприемников. Сформирован перечень предприятий, в которых планируется организовать новое производство или развивать существующие цеха и мастерские. Для этих депо ОАО «РЖД» уже закупает технологическое оборудование и оснастку.

Например, большой объем станков и техники в 2024-2025 гг. пойдет в СЛД «Чита». Там производят крупные виды ремонта локомотивов – ТР-3 со сменой колесных пар и там же колесно-моторные блоки будут восстанавливать. Сейчас мы везем их на предприятие из Нижнеудинска или Магдагачи, в основном по железной дороге. Это сложно, долго и дорого. С запуском нового цеха депо сможет удовлетворить не только свои потребности, но и обеспечить запас ремонтного фонда для близлежащих СЛД.

В ответ на вызовы

– За последние два года, пожалуй, для всех отечественных предприятий прежний курс на импортозамещение резко сменился на масштабную политику по достижению технологического суверенитета. Как ГК «ЛокоТех» прошла этот период? Каким образом сейчас организована работа по снабжению площадок зарубежными ТМЦ?

Работу по импортозамещению ГК «ЛокоТех» начала в первые дни введения санкций, чтобы не допустить сбоев в работе предприятий. Тогда был составлен список подлежащих к импортозамещению позиций – 1 622 единицы. Из них на сегодня в кооперации с «ТМХ Инжиниринг», заводами-изготовителями и предприятиями АО «Желдорреммаш» мы заменили уже 1500 наименований.

По одной части номенклатуры нашли аналоги у отечественных производителей. По другой – подобрали чертежи и организовали производство на заводах ЖДРМ и сторонних площадках.

Определенный объем ТМЦ по-прежнему получаем от поставщиков через параллельный импорт. Однако в ближайшей перспективе намерены отказываться от этой практики, в первую очередь по позициям, критичным для обеспечения стабильной работы локомотивов. Это, например, комплектующие в составе дизельного двигателя американского производства, а также часть линейного оборудования, поставлявшегося из Германии и Франции. Мы проработали технологию его выпуска, нашли соответствующие площадки, требуется лишь время для донастройки процесса.

Выйти на полное импортозамещение планируем уже в середине 2024 года. Пока, правда, будем иметь здесь небольшие риски: до сих пор нельзя объективно оценить надежность ряда отечественной продукции, ей еще предстоит отработать полный жизненный цикл, в ряде случаев это может занять годы.

В целом я оцениваю проделанную работу позитивно. Мы получили ощутимую выгоду: ликвидировали зависимость от поставок запчастей и материалов зарубежного производства и тем самым снизили риски дестабилизации работы наших предприятий. Кроме того, отечественные аналоги зачастую стоят дешевле.

– В последние годы по-настоящему проблемным для компании вопросом была система снабжения производственных площадок. В этом году ГК «ЛокоТех» отказалась от услуг сторонних подрядчиков и возвращает себе функции закупок. Чем обусловлено решение и как теперь будет реализована эта деятельность?

Эксперимент с передачей функций по закупке и логистике ТМЦ стороннему подрядчику себя не оправдал: нас не устроили качество и сроки оказания услуг. Было принято решение вернуть эту работу в структуру Группы.

Сегодня мы переводим специалистов компании-подрядчика в штат «Центра планирования и управления МТР», а склады возвращаем на баланс депо – они вновь будут находиться в подчинении начальников сервисных предприятий. Процесс этот не быстрый, он займет около года.

В дальнейшем планируем принять и все 13 центральных распределительных хабов. Пока они находятся под управлением компании-подрядчика.

При этом рассматривается вариант, который позволит пойти еще дальше, – вернуть специалистов по снабжению в штат СЛД. Таким образом мы рассчитываем сократить временные издержки в закупках и поставках ТМЦ, повысить точность планирования, качество снабжения производственных площадок, а также оптимизировать затраты на эту деятельность.

Сейчас наш бюджет на закупку ТМЦ существенно увеличен, чтобы обеспечить предприятия необходимым объемом запчастей и комплектующих для новой технологии ремонта.

Перемены для персонала

– В середине 2023 года ГК «ЛокоТех» провела беспрецедентную по масштабам и объему индексацию заработной платы работников – ставки персонала были существенно увеличены. Соответственно, кратно возросли и расходы компании на фонд оплаты труда. Чем обусловлено такое решение и какие результаты Вы намерены получить от этих изменений?

Индексацию часовых тарифных ставок (ЧТС) инициировало руководство управляющей компании «ЛокоТех», акционеры решение поддержали.

Исследования, которые мы провели на региональных рынках труда, подтвердили актуальность этого шага и позволили нам рассчитать процент увеличения ЧТС. Он оказался существенным: 20% для рабочих и 9% для мастеров.

Рост зарплат дал возможность ГК «ЛокоТех» стать еще более привлекательным работодателем: сохранить коллективы депо, мотивировать их на достижение результата, повысить производительность труда и приглашать на работу лучших специалистов. Это особенно актуально сейчас, когда на предприятиях идет активный набор персонала под новую технологию ремонта.

РЖД поддерживают нашу позицию. В холдинге понимают: достойная оплата труда – это базовое условие для удержания и привлечения квалифицированных, мотивированных на достижение результата людей. А от компетентности и стабильности коллектива напрямую зависит качество ремонта.

Вместе с тем нам важно помнить, что повышение средней заработной платы – это своего рода аванс, кредит доверия, выданный компании акционерами. И всем нам еще предстоит его оправдать.

– Более трети коллектива «ЛокоТех» – работники в возрасте до 35 лет. При этом конкуренция за молодых специалистов на рынке труда высокая. Как Вы удерживаете эту активную и амбициозную часть коллектива и что готовы предложить сегодня молодым?

По этому направлению у нас есть целая программа – особая политика в отношении молодежи, которую мы реализуем в тесном взаимодействии с «Трансмашхолдингом» и РЖД.

Причем работу с юношами и девушками начинаем задолго до того, как они получат диплом об образовании. Уже несколько лет компания участвует в профориентационной акции «Неделя без турникетов», а руководители предприятий посещают школы и техникумы, рассказывают о востребованных специальностях и преимуществах работы в ГК «ЛокоТех».

Значимым событием 2023 года считаю получение квоты от Минпромторга РФ на целевое обучение в пяти ведущих железнодорожных вузах России. Это Петербургский, Дальневосточный, Иркутский, Омский и Самарский государственные университеты путей сообщения. 21 студент сегодня учится на очном отделении, 18 – на заочном. Через 5 лет, получив дипломы, они придут работать в подразделения «ЛокоТех-Сервис». А здесь мы знаем, чем заинтересовать.

В компании регулярно проходят волонтерские, спортивные, культурно-массовые мероприятия. Например, осенью состоялся корпоративный кейс-чемпионат и Слет «Молодежь ЛокоТех 2.0. Перезагрузка». Название говорит само за себя: мы взяли новый курс и так, как раньше, уже не будет. Молодые работники утвердили новую миссию, ценности, название – «Пульс» – и логотип своего движения. Прописали и конкретные задачи на 2024 год. Это самые разноплановые и интересные идеи. Руководство Группы поддержало все эти инициативы.

Сегодня для молодежи особенно ценна возможность реализовывать масштабные проекты, быть причастными к глобальному делу. И теперь в ГК «ЛокоТех» это возможно.

– Андрей Витальевич, какие сильные стороны команды «ЛокоТех» Вы увидели, а над чем еще предстоит поработать?

ГК «ЛокоТех» уже больше 11 лет, и за это время пройден большой путь, накоплен богатый опыт, глубокие компетенции.

Безусловно, основа компании – это ее коллектив. Радует, что многие работники преданы предприятиям, с депо нередко связаны целые династии железнодорожников. В СЛД есть свои традиции, проводятся мероприятия, они становятся для людей не просто местом работы, а неотъемлемой частью жизни.

Отпечаток на нашу деятельность, конечно, накладывает специфика отрасли. Свойственный железной дороге консерватизм всегда усложняет развитие. Именно поэтому в свете реализуемых сейчас инициатив необходимо вести плотную работу с коллективом. Руководителям на местах важно доносить до работников наши задачи, рассказывать о проектах, подчеркивать ценность их вклада в результат ГК «ЛокоТех».

– Чем в целом для компании стал 2023-й год?

Мы сохранили курс на укрепление партнерских отношений с производителями локомотивов и заказчиком.

Совместно удалось провести колоссальную по важности работу – заложить фундамент для дальнейшей трансформации: речь идет как о повышении эффективности бизнеса, так и укреплении статуса компании в отрасли. Однако эти изменения – только начало большого пути и, учитывая нашу широкую географию и сложность процессов, должно пройти определенное время, прежде чем мы увидим результаты.

Наша ключевая цель остается неизменной – безотказный локомотив, и, конечно, достичь ее может только сильная и компетентная компания.

Источник: «Корпоративная газета «ЛокоТех» от 25.12.2023 г.

КОНТАКТЫ

109004, Г. Москва,
ул. Земляной вал, д. 59, стр. 2
+7 (499) 638 2298, +7 (800) 600 0669