«РЖД-Партнер»: В этом году исполняется не только 10 лет ГК «ЛокоТех», но и 90 лет с начала строительства Улан-Удэнского ЛВРЗ

МЕНЮ РАЗДЕЛА
ЗАКУПКИ
15.07.2022 | «РЖД-Партнер»: В этом году исполняется не только 10 лет ГК «ЛокоТех», но и 90 лет с начала строительства Улан-Удэнского ЛВРЗ

В годы первых пятилеток значительно увеличился объем грузоперевозок железнодорожным транспортом. Возникла необходимость строительства на востоке страны мощной базы по ремонту подвижного состава и выпуску запасных частей.

2 июля 1932 г. Совет Труда и Обороны СССР принял решение: построить в Верхнеудинске мощный ПВРЗ. Будущий завод должен обеспечивать ремонт паровозов, вагонов, колесных пар, жаровых и дымогарных труб, стационарных котлов, станков, а также изготавливать запасные части для паровозных и вагонных депо железных дорог Сибири и Дальнего Востока.

И уже 3 июля на строительной площадке упали первые деревья, и вековой сосновый бор наполнился голосами людей, стуком топоров, звоном пил…Трудности, в которых рождался завод, поистине были велики. На строительство завода со всех уголков Советского Союза только за первые два месяца съехалось более трех тысяч человек. В их числе было и около полутора тысяч представителей местного населения из районов республики. Для такого количества людей не было жилья, не было воды и электроэнергии – все это предстояло создать на месте.

Руководство республики оказывало большую помощь в мобилизации населения на строительство завода, обеспечении лошадьми, телегами, продуктами питания и теплой одеждой.

И вот в лесу вырастают целые поселки из брезентовых палаток, где размещаются строители. По свидетельству очевидцев тех событий, темпы строительства были ошеломляющими. В то время на стройплощадке не грохотали бульдозеры, а котлованы не рыли мощные экскаваторы. Их просто не было. А были крепкие рабочие руки в кровавых мозолях от лопат, были тачки, носилки и гужевой транспорт – знаменитые грабарки. Каждый "кубик" земли и бетона был обильно полит потом этих людей, для которых уже тогда не существовало слова "невозможно".

23 августа первостроители заложили фундамент первого – ремонтно-механического – цеха завода к концу года были заложены фундаменты кузнечного цеха и кислородной станции, велись подготовительные работы к началу строительства главных объектов завода.

В течение 1933 г. заложены паровозный и вагонный комбинаты, чугунолитейный, меднолитейный цехи, компрессорная станция и временная котельная. Силами комсомольцев начато строительство инструментального цеха. 31 декабря 1933 г. были сданы в эксплуатацию ремонтно-механический цех и кислородная станция. Коллектив строителей к тому времени насчитывал уже около восьми тысяч человек.

В мае 1934 г. была сдана первая очередь паровозного комбината, а 1 июня в ремонт поступил первый паровоз – паровоз серии Ел №524. Его отремонтировали в рекордно короткие сроки, всего за 22 дня.

В 1936 г. уже действовали 23 цеха, были отремонтированы 251 паровоз, 940 товарных вагонов, изготовлено 4910 тонн поковок, 8372 тонны чугунного и 1079 тонн медного литья.

14 апреля 1938 г. правительственная комиссия подписала акт о приемке Улан-Удэнского ПВРЗ в строй действующих предприятий страны.


КОНТАКТЫ

109004, Г. Москва,
ул. Земляной вал, д. 59, стр. 2
+7 (499) 638 2298, +7 (800) 600 0669