«Газета Волга»: Один день из жизни электромонтажника-схемщика

МЕНЮ РАЗДЕЛА
ЗАКУПКИ
07.09.2021: «Газета Волга»: Один день из жизни электромонтажника-схемщика

Современную жизнь невозможно представить без поездов. Тысячи курсирующих по бескрайним просторам нашей страны пассажирских и товарных составов обеспечивают бесперебойную связь миллионов людей, задавая ритм жизнедеятельности всего государства.

Тянут многотонные вагоны большие машины - электровозы или тепловозы.

Для безукоризненной работы им, как и любому другому транспорту, требуются регулярное техническое обслуживание и ремонт, которые берут на себя локомотиворемонтные предприятия.

Современные электровозы и тепловозы состоят не только из большого количества различных агрегатов и запчастей, но и сложной электроники, работа которой обеспечивается посредством электрической схемы, состоящей из большого количества всевозможных кабелей и проводов. Сложно представить, но общая длина проводки, например, элект ровоза составляет порядка 24 километров проводов, тепловоза - более 2-х километров. Как же такой километраж размещается и умещается в большой машине и как сделать так, чтобы ни один даже самый маленький проводок не затерялся и был присоединен по своему назначению? На эти вопросы определенно знают ответ заводские электромонтажникисхемщики, в компетенцию которых входит изготовление, монтаж и вязка сложных электросхем в процессе капитального ремонта локомотива на базе локомотиворемонтного завода.

Электромонтажники-схемщики Астраханского ТРЗ (АТРЗ, входит в Группу компаний "ЛокоТех") Наталья Бочарникова, Кристина Герасимова и Наталья Круглова в этой профессии уже много лет: тридцать один, семь и десять соответственно. Все они - представительницы заводских династий - их родители отдали многие годы своей жизни астраханскому заводу. Поэтому на вопрос, как они так ловко управляются с заготовками, укладывают сотни проводов различной модификации и нумерации на макеты тепловозов, не путаясь в наконечниках и штырях, и плетут из проводов настоящие жгуты, смеясь, отвечают, что хорошая зрительная память и стаж работы позволяют доводить производственный процесс до автоматизма.

На самом деле, действительно, для работы электромонтажником-схемщиком крайне необходима, кроме, конечно, образования, хорошая зрительная память.

Ведь каждая серия тепловоза подразумевает под собой еще и сложную электрическую схему, представленную в виде макета. Новичок в профессии каждый раз будет заглядывать в номерную тетрадь по аппаратам (кстати, представляющую собой сплошные цифры, в которых дилетанту вообще не разобраться), чтобы только подготовить заготовки. У заводских профессионалов все процессы, номера, периодичность действий сидят уже крепко на подкорке, что дает возможность вместе с подготовкой заготовок выполнять укладку полной электросхемы тепловоза менее, чем за два дня.

Вся работа электромонтажником-схемщиком выполняется вручную и является достаточно кропотливой. Наверное, поэтому заняты в ней в основном женщины.

Процессу укладки проводов в схему предшествует подготовка заготовок. Здесь и набивание номеров, каждый из которых впоследствии после нарезки будет закреплен на том или ином проводе, и нанизывание на каждый провод кембрика и медного наконечника, которые в совокупности с целью закрепления после облуживаются при помощи оловосвинцового припоя.

В своей работе схемщицы используют достаточно примитивный инструмент: ножницы, плоскогубцы, пассатижи, измерительную линейку, молоток и клещи.

Однако именно они в умелых руках заводских специалистов позволяют справляться с поставленной непростой задачей качественно и в срок.

Провод и кабели, применяемые в процессе укладки схемы, имеют различное сечение, номер и используются каждый по своему назначению. На одном и том же макете могут быть использованы провода разного вида, сечения, но каждый из них в процессе подготовки будет обязательно ощупан руками мастера на предмет наличия дефекта. После, уже на выходе готового макета, сотню и даже тысячу мелких проводов уже просто так не проверить, а найти из них дефектный на этапе, например, завершенной укладки в тепловозе практически невозможно. А это значит, что, в случае обнаружения брака, придется менять всю систему, тратить дополнительные и время, и средства, нарушая сроки ремонта.

И Натальи, и Кристина как специалисты полностью универсальны - могут встать на любую позицию, выполнить любую необходимую работу в своем непростом деле. Чтобы не зацикливаться на одной и той же операции, иметь возможность профессионально разнообразить свой рабочий день, они сменяют друг друга в выполнении тех или иных ежедневных задач.

После укладки кабеля и полной подготовки макета электросхема собирается и увязывается по аппаратам в пучки с фиксацией монтажной лентой каждого поворота. К ней дополнительно готовятся еще и жгуты - дизельный, задний и передний, состоящие также из большого количества всевозможных готовых к укладке проводов. Кстати, готовятся они прямо на стене участка, где работают женщины (для удобства укладки коллеги наших схемщиц оборудовали свободную стену). Получилось и компактно, и удобно. Далее заводским слесарям-электрикам останется только осуществить укладку всей схемы уже непосредственно на тепловозе шаг за шагом точно по макету.

Прогресс не стоит на месте, а потому нашим героиням приходится осваивать и новые виды продукции - укладку электросхем для ремонта новых серий маневровых тепловозов. Процесс этот непростой и по времени достаточно длительный, т. к. экспериментальный макет необходимо изучить, апробировать уже в процессе, возможно, внести в него коррективы и даже, как это уже не раз случалось с другими схемами, полностью его модернизировать. Поэтому любое освоение проходит в паре с заводским конструктором, который является автором опытного образца. Именно он изначально срисовывает схему с "живого" тепловоза, переводит ее в электронный формат, а затем уже на опытный образец - макет. Работа, как отмечают заводчане, достаточно кропотливая, но интересная, ведь освоение новой продукции - это всегда развитие, показатель стремления двигаться вперед, а значит, насыщенная профессиональная жизнь и возможность проявить себя в чем-то новом.

- На нашем заводе трудятся представители почти сотни различных специальностей, многие из которых многогранны, самобытны и, самое главное, являются особо ценными для предприятия. Профессия электромонтажникасхемщика как раз из таких. Несмотря на сложность и кропотливость работы уже много лет в ней трудятся наши прекрасные коллеги Наталья Бочарникова, Кристина Герасимова и Наталья Круглова. Как представители заводских семейных династий они являются достойными продолжателями дела своих родителей. Именно на таких людях держится наш завод и на протяжении 68 лет АТРЗ занимает одну из ведущих позиций в тяжелом машиностроении региона, - отметил и. о. директора АТРЗ Николай Крепостнов.

07.09.2021, Газета Волга, Наталья Беляева

КОНТАКТЫ

109004, Г. Москва,
ул. Земляной вал, д. 59, стр. 2
+7 (499) 638 2298, +7 (800) 600 0669