Газета «Дальневосточная магистраль»: Благодаря инженерной смекалке «Тамаре» смогли вернуть красоту и мощь

МЕНЮ РАЗДЕЛА
ЗАКУПКИ
30.07.2021: Газета «Дальневосточная магистраль»: Благодаря инженерной смекалке «Тамаре» смогли вернуть красоту и мощь

Заместитель начальника по производству сервисного локомотивного депо (СЛД) Сибирцево (входит в ГК «ЛокоТех») Сергей Иванников возглавил реконструкцию единственного действующего на сети дорог тепловоза ТЭ-2. Он с командой единомышленников не только восстановил исторический облик любимой «Тамары», но и, благодаря инженерной смекалке и энтузиазму, смог вернуть уникальный раритет в строй.

В прошлом году Сергей Иванников перешёл в депо с Уссурийского локомотиворемонтного завода (УЛРЗ), где возглавлял электроаппаратный цех. И сразу же обратил внимание на старый тепловоз. «Тамара», работавшая долгие годы на поворотном круге, выглядела сиротливо: стояла в цехе ТР-2 непокрашенная, без крыши. Единственное, что было для неё сделано на тот момент, – установлен новый дизель.

– Поначалу люди не верили в то, что 70-летний тепловоз можно восстановить. Слишком большой предстоял объём работы. Но я решил не отступать. Понемногу мы выкраивали время на реконструкцию, – рассказывает Сергей Иванников. – Заменили электропроводку, отреставрировали буферные фонари. Многие детали приходилось делать вручную, по индивидуальным эскизам, так как чертежей не было. Например, водоочиститель у нас самодельный. Мы его специально «состарили», сделав отверстия, как у родного.

Постепенно вокруг «Тамары» собралась команда, в которую вошли работники и руководители СЛД, ТЧ-6, УЛРЗ. Азарт появился, когда основная часть работ была позади.

– Коллеги душу вкладывали в реконструкцию «Тамары». Наши руководители Андрей Фузеев и Дмитрий Каташев лично курировали процесс, и если он стопорился – искали инженерные решения, привлекали нужных специалистов. Никто не отказывался в свободное от работы время заняться восстановлением, – продолжает Сергей. – Например, светильники сделали заводчане. Они же занимались хромированием различных деталей. Электромонтажник УЛРЗ Михаил Бурачинский вообще проделал серьёзную, высокоинтеллектуальную работу. Он смог не только восстановить схемы, но и довести до ума электрооборудование. Буквально каждый старался внести свою лепту в реконструкцию. Это и Дмитрий Шпелевой, и Виктор Мамаев, и Александр Аникин, и Сергей Войнов, и многие другие ребята.

Процесс ремонта не всегда шёл гладко. Порой требовался мозговой штурм, чтобы перейти на следующий этап работ. Споры велись и на финише – в какой цвет покрасить «красавицу».

– Мы изучили фотоархивы, документы. У этой серии тепловоза несколько «обликов» – есть и синие машины, и светло-серые, и зелёные. Мы остановились на последнем цвете, – отмечает главный инженер СЛД Сибирцево Алексей Боярчук. – Нам показалось, что в таком виде она будет ещё симпатичнее. И не ошиблись.

На «Тамару», как и в былые времена, поместили небольшой портрет Сталина. Он сделан из пластика, а в будущем лик вождя планируется «перенести» в алюминий. Железнодорожники, несмотря на противоречивое отношение к личности Сталина в обществе, хотели добиться исторического соответствия, поэтому настояли на своём.

А ведь роль ТЭ-2, выпускаемого в период с 1948-го по 1955 год, существенна. Именно этот тепловоз участвовал в восстановлении страны после Великой Отечественной войны. Железнодорожная сеть тянулась от Прибалтики и до Дальнего Востока, грузопоток рос. Поэтому требовалось немедленно заменять паровозную тягу на тепловозную.

Тепловоз серии ТЭ-2 был уникальным с точки зрения его роли в истории отечественного локомотивостроения. Именно с него началась история современных двухсекционных магистральных тепловозов. ТЭ-2 – первый советский крупносерийный тепловоз и первый серийный двухсекционный локомотив. Он развивал скорость до 93 км/ч, что являлось очень хорошим показателем.

Каждая секция тепловоза была оснащена дизельным двигателем Д50 с мощностью 1000 л.с. Как оказалось позже, именно он и стал его главной «проблемой». Мощности локомотива становилось недостаточно. Поэтому ТЭ-2 стали активно задействовать на манёврах. А «Тамара», работавшая в депо Уссурийск, через некоторое время заняла своё важное место на поворотном круге, помогая расставлять секции по ремонтным позициям.

– Пока тепловоз был на реконструкции, приходилось подгонять локомотив, подключать кабели, накачивать воздухом и вручную выкатывать его на круг. На этот процесс уходило полтора часа, – говорит Сергей Иванников. – А теперь «Тамара», начавшая выполнять свои прямые обязанности, легко «сортирует» два локомотива за 15 минут.

На фото: Алексей Боярчук (слева), Сергей Иванников и «Тамара», которой доверено ставить в депо на профилактику в том числе и современных «собратьев»


КОНТАКТЫ

109004, Г. Москва,
ул. Земляной вал, д. 59, стр. 2
+7 (499) 638 2298, +7 (800) 600 0669