Всего за звание лучшего по профессии боролись 38 специалистов со всей России. Ранее все они проявили себя в отборочных этапах конкурса на своих предприятиях. В финале Уссурийскому локомотиворемонтному заводу победу принесла Елена Метальникова, она стала обладателем третьего места в номинации "Машинист крана".
– Конкурс состоял из двух этапов: теоретического и практического, который, собственно, и демонстрировал наше профессиональное мастерство, – рассказывает Елена. – Участники выполняли свои задания в зависимости от номинации, а их было представлено пять. Мы, например, перемещали груз по заданной траектории. Успешно пройти испытание мне помог девятилетний опыт. Работа на высоте требует особой концентрации внимания. Усидчивость, выносливость, спокойствие и аккуратность – вот те качества, которыми должен обладать каждый машинист крана. Поэтому, как правило, такой техникой управляют женщины. У нас на заводе их больше 60. И все они мастера своего дела.
Одним из самых опытных наставников на УЛРЗ является машинист крана бригадир Любовь Иванченко. На высоте она работает уже 27 лет.
– Мое утро начинается, как и у всех женщин, с домашних хлопот. Дом расположен в пяти минутах ходьбы от завода, поэтому около половины восьмого утра я уже в цехе, – рассказывает Любовь Ивановна. – А тут меня ждут совсем другие дела. До начала смены надо успеть не только раздать производственное задание всем, а еще выслушать девчонок, которых у меня в бригаде 14 человек. Кого-то приободрить, кого-то пожурить. Мы все, как одна большая семья.
В должности бригадира Любовь Иванченко три года, а вот машинистом крана на УЛРЗ она работает с 1992 года.
– Когда я пришла на завод, мне предложили окончить курсы машинистов крана. Несмотря на страх, я все же решилась освоить незнакомую профессию. И с первых дней она запала мне в душу. Кстати, наша работа считается вредной. На пенсию крановщик уходит в 50 лет, так что я уже пенсионерка, но на заслуженный отдых не собираюсь, – улыбается наша героиня. – Сейчас, имея 5 разряд, я работаю на самом мощном кране. Кабина находится на высоте более 13 метров. С помощью этих гигантов мы переносим тяжелые грузы, в том числе кузова тепловозов, когда их необходимо переставить с позиции на позицию или на тележку. А это уже операция высшего пилотажа, требующая ювелирной точности. В первый раз, помню, даже ладони вспотели, а сейчас для меня это обычный, каждодневный труд. Нам с коллегой, которая во время перестановки кузова находится со мной в паре, главное полностью сосредоточиться, отключиться от всех внешних факторов и мыслей, чтобы выполнить операцию синхронно, без малейшего изъяна. Ведь по воздуху над цехом, где на своих рабочих местах находятся люди, мы проносим 14-тонную металлическую конструкцию.
Очень важный момент для крановщика – умение взаимодействовать на расстоянии с человеком, руководящим процессом "на земле".
– Мы должны найти общий язык с каждым стропальщиком. Надо с ними сработаться до автоматизма. Бывает, что на завод приходят люди, которые раньше трудились на стройках, где есть башенные краны. А там, оказывается, команды немного отличаются от наших. Жесты "вира" и "майна" показывают по-другому. Но со временем я и их научилась понимать с первого взгляда, – говорит Любовь Иванченко. – Порой со стороны может показаться, что наша работа напоминает "день сурка". Но даже спустя много лет меня завораживают производственные мощности цеха, когда я их вижу с высоты пятиэтажного дома. За смену, перевозя грузы от места разборки и до эстакады сборки локомотива, на своем мостовом кране грузоподъемностью 50 тонн я проезжаю более ста раз. И в таком ритме тружусь вот уже 27 лет.