logo
  • Слайд №2
  • Слайд №1

Газета «Гудок»: Молодой и перспективный

24.10.2013
Выстояв в годы перестройки и экономического кризиса, предприятие наращивает темпы производства и повышает качество ремонта локомотивов

Астраханский тепловозоремонтный завод – филиал ОАО «Желдорреммаш» отметил 60-летие. Среди десяти локомотиворемонтных заводов, входящих в состав ОАО «Желдорреммаш», Астраханский самый молодой и перспективный.

Новый тепловоз на подходе

В 2014 году по заданию ОАО «РЖД» он начнёт осваивать ремонт нового современного тепловоза серии ТЭМ производства Брянского машиностроительного завода. Объёмы производства увеличатся с 215 секций в текущем году до 222 в 2014-м.

«В настоящее время Астраханский ТРЗ производит капитальный и средний ремонты с продлением срока службы до 50 лет маневровых локомотивов серии ТЭМ2, предназначенных для тяжёлой работы на станциях Дальневосточной, Восточно-Сибирской, Западно-Сибирской и других дорог, – говорит начальник службы планирования заводского ремонта Дирекции тяги филиала ОАО «РЖД» Владислав Рязанов. – Однако в связи с завершением «земных трудов» ТЭМ2 и обновлением парка компании современными маневровыми тепловозами, завод должен освоить их ремонт и к середине следующего года выпустить 11 секций ТЭМ18Д и ТЭМ18ДМ для ОАО «РЖД».

«Первый локомотив ТЭМ18Д № 028 уже идёт к нам с Забайкальской железной дороги, – говорит заместитель директора АТРЗ по производству Владимир Акимов. – Но прежде чем приступить к среднему текущему ремонту, нам необходимо будет решить три проблемы, которые имеются для нас в этом локомотиве».

Прежде всего освоить ремонт пока незнакомых заводу тяговых двигателей ТЭД ЭД-118, (АТРЗ специализируется на ремонте дизелей Д50 В) и наладить выпуск комплектующих для этих ТЭД, которых по 6 единиц на каждом тепловозе. Также предстоит разработать технологический процесс ремонта тяговых генераторов марки ГПТ и научиться производить ремонт электроники, которой оснащён тепловоз.

«В первом квартале 2014 года при содействии ОАО «РЖД» мы должны освоить ремонт тепловозов ТЭМ118, а во втором – выполнить его, – уверен Владимир Акимов. – Завод решал и не такие задачи!»

Ушёл от ликвидации

Построенный на окраине города Астрахани за короткий срок АТРЗ был сдан в частичную эксплуатацию в 1953 году в составе всего трёх цехов: кузнечного, чугунолитейного и ремонтно-сборочного. Эти цеха работали, а завод продолжал строиться. В 1954-м он отремонтировал свой первый тепловоз ТЭ1-20-105 для маневровых работ на железнодорожной станции Чу, одной из первых на Туркестано-Сибирской магистрали.

Работа была выполнена настолько качественно, что на очередной ремонт тепловоз вернулся лишь спустя 12 лет. Сегодня отреставрированный локомотив украшает территорию завода в качестве музейного раритета.

В 1986 году счёт вышедших из ремонта тепловозов достигал уже 10-тысячной отметки. В основном это был тяговый подвижной состав союзных республик Прикаспийского региона: Туркменской, Таджикской, Киргизской, Узбекской ССР. В разные годы завод посетили генсек ЦК КПСС Никита Хрущёв и первый Президент РФ Борис Ельцин.

Но после распада Советского Союза многие деловые связи предприятия были утрачены. Количество заказов на ремонт подвижного состава, линейного оборудования и изготовление запасных частей резко уменьшилось. Завод перешёл на сокращённую рабочую неделю и устоял, сохранив основной вид деятельности – ремонт тепловозов и производство запасных частей.

В 2002 году он вошёл в состав МПС РФ, а через год стал филиалом ОАО «РЖД».

Однако экономический кризис поставил вновь под угрозу его существование.

«Зашла речь о закрытии, – вспоминает бывший директор АТРЗ Сергей Дьяченков. – Это было четыре года назад. Я приехал на завод оценить экономическую ситуацию и целесообразность его дальнейшей работы. Однако увидел, что из него может получиться толк, завод можно вытащить. Главной его перспективой были люди. Преданные делу высококлассные специалисты, каких сегодня не найти».

Сергей Дьяченков остался в Астрахани дольше, чем планировал. Набросал план мероприятий по спасению предприятия. Руководство РЖД поддержало, «пусть всё реализовывает». Он остался здесь ещё на год. К тому времени отрасль начала выходить из кризиса. Производительность труда на заводе выросла больше чем в два раза. «Повысилось качество. Мы начали получать прибыль, – говорит Сергей Дьяченков. – Благодаря мудрости руководства РЖД, его вице-премьеров, поддержки местных властей и сумасшедшему терпению коллектива завод работает. Это триединство помогло добиться успехов, которыми мы сегодня гордимся!»

Предприятие одно из лучших в системе ОАО «Желдорреммаш», в состав которого вошло в 2009 году. Его преимущество перед другими ремонтными предприятиями заключается в том, что завод выпускает все основные запасные части к локомотивам. Это способствует 100%-ной замене деталей при производстве капитального ремонта.

По словам и. о. директора АТРЗ Андрея Чувилина, завод по годовым итогам среди десяти аналогичных предприятий занимает лидирующие позиции.

Рост производительности снизит себестоимость ремонта

АТРЗ обеспечен заказом ОАО «РЖД» на пять лет вперёд. Размещают здесь заявки и частные собственники подвижного состава до 20 секций в год. А в день празднования 60-летия от прибывших на юбилей представителей ОАО «Газпром» поступило деловое предложение – освоить ремонт новой серии локомотива ТЭМ7 и ТЭМ9. В перспективе его можно будет рассмотреть.

К расширению своих мощностей коллектив готовится активно. «Мы ведём серьёзное переоснащение производства современным оборудованием, что позволит повысить производительность, качество ремонта и при этом снизить его себестоимость за счёт бережливого производства и ухода от ручного труда», – говорит Андрей Чувилин.

За последние несколько лет на предприятии заменено и модернизировано станочное оборудование, крановое хозяйство, приобретено испытательное, диагностическое и сварочное оборудование.

Например, для литейного цеха, где отливается чугунное, бронзовое и алюминиевое сырьё для изготовления более 60 наименований запасных частей к тепловозам, в прошлом году были закуплены четыре индукционные печи.

«Две электропечи бронзового литья запущены в прошлом году. Сейчас ведётся пусконаладка печей для чугунного литья, – говорит главный металлург предприятия Евгений Лутьянов. – Они позволят ускорить ритм производства за счёт питания от электросети и освободить персонал от работы с коксом, необходимым для используемых пока вагранных печей».

Также для удешевления себестоимости ремонта в этом году запущена в эксплуатацию новая установка регенерации формовочного песка, из которого изготавливают формы для отливки изделий из чугуна.

«Песок для форм добывают в местечке Миллерово Ростовской области. Он очень дорогой, – говорит Евгений Лутьянов. – Теперь появилась возможность после использования формы прогонять песок через новую установку, восстанавливая до 90% массы для вторичного использования. До этого «золотое» сырьё приходилось отправлять в мусор после одноразового применения».

В прошлом году переоснастили кузнечное отделение

«Начали эксплуатировать установку гидроабразивной резки металла. Раньше раскраивали металл вручную при помощи газорезки, – говорит Владимир Акимов. – А сегодня заносим в компьютер параметры деталей и чертежи. И установка, используя вместо газа простую воду под высоким давлением, быстро и качественно режет металлический лист толщиной до 40 мм. Отпала необходимость в услугах шорников и фрезеровщиков, которые доводили деталь до ума после газорезки».

Обзавелось предприятие и плазменной резкой для раскроя металла толщиной до 130 мм.

До конца текущего года АТРЗ по инвестиционной программе предстоит освоить 100 млн руб. А в 2014 году – 150 млн руб.

На вопрос об основной отличительной черте АТРЗ в системе ОАО «Желдорреммаш» на предприятии, не задумываясь, отвечают: «Начинаем осваивать ремонт ТЭМ18 и в рамках «Желдорреммаш» становимся базовым литейным производством».

Литейный цех, загруженный заказами на 100%, – гордость завода. «Таких осталось всего три, – говорит Владимир Акимов. – В Воронеже, но из-за расположения тепловозоремонтного завода в центре города развивать его не представляется возможным. И в удалённых от центра России заводах в Уссурийске и Улан-Удэ. Мы находимся гораздо ближе, да к тому же на окраине Астрахани, и способны развивать литейное производство до бесконечности».

В планах у предприятия вернуть и утерянные во время перестройки связи с Прикаспийскими государствами. «Мы готовимся заключить контракты на ремонт тепловозов с Азербайджаном. Изучаем состояние парка Туркмении, рассматриваем перспективные предложения Казахстана, – говорит Андрей Чувилин. – Смотрим в будущее с оптимизмом!»

Справка
Астраханский тепловозоремонтный завод входит в состав ОАО «Желдорреммаш». Располагает 7 основными цехами: тепловозным, электромашинным, дизельным, экипажным, механическим, литейным и кузнечным. Кроме того, пятью вспомогательными: инструментальным, энергосиловым, ремонтно-механическим, строительным и транспортным. На предприятии трудится 1300 человек. Завод производит капитальный и средний ремонт маневровых тепловозов марки ТЭМ2 различных модификаций, а также выпускает более 60 наименований запасных частей к локомотивам: втулки Д-50/27 для дизеля тепловоза ТЭМ2 и ЧМЭ3, цилиндровые крышки Д-50, поршни, кольца выпускного коллектора, траверсы и многое другое. Проектная мощность предприятия – ремонт 235 локомотивов в год.

Газета «Гудок», № 192 (25391) от 24.10.2013

Вернуться к списку

Задать вопрос